СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2008 г. N 347-СФ

 

О СОСТОЯНИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Рассмотрев вопрос о состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В результате принятых Правительством Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации мер в 2005 - 2008 годах наметились положительные тенденции в развитии геологоразведочных работ, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы основных видов полезных ископаемых.

Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья предусматривает объединение инвестиционных возможностей государства и недропользователей, а также активизацию и упорядочение процесса лицензирования недр в сочетании с повышением уровня и качества его нормативно-правового обеспечения. Ее принятие позволило определить пути восстановления традиционного для России системного подхода к геологическому изучению недр с целью обеспечения сырьевой и энергетической безопасности государства.

Вместе с тем достижение целей, поставленных указанной долгосрочной государственной программой, сдерживается рядом факторов.

Вновь открываемые месторождения относятся преимущественно к категории мелких, а учитываемые приросты запасов, в частности по нефти и золоту, в значительной мере связаны с переоценкой ранее открытых месторождений. Снизилось качество материалов, обосновывающих прирост запасов и прогнозных ресурсов.

Объем финансирования государственного заказа на 2009 - 2010 годы не обеспечивает компенсацию растущих затрат на выполнение региональных геологических исследований и технико-технологическое перевооружение государственных геологических предприятий. Несовершенен механизм размещения государственного заказа за счет средств федерального бюджета на выполнение работ общегеологического и специального назначения. На проведении таких работ исторически в России и других странах мира специализируются единичные, исключительно государственные организации.

Недостаточны объемы региональных и геолого-съемочных работ, результаты которых используются только для государственных нужд и необходимы для поддержания на современном уровне информационной базы о геологическом строении российской части суши и континентального шельфа, оценки природного потенциала недр, обеспечения геополитических и глобальных стратегических интересов России. Планируемое до 2020 года увеличение таких работ не обеспечено имеющимися производственными мощностями геологических предприятий.

Отстает от возрастающих потребностей гидрогеологическая изученность недр отдельных регионов страны.

Темпы старения информации о геологическом строении недр страны, получаемой путем государственного геологического картографирования, значительно опережают темпы ее обновления.

Серьезные опасения вызывают состояние, организационная структура, система управления, кадровое и техническое обеспечение государственных геологических предприятий и организаций, выполняющих геологические работы для государственных нужд.

Управление сохранившимися в федеральной собственности 70 специализированными геологическими предприятиями и организациями с суммарной численностью работающих около 20 тысяч человек (что составляет менее 5 процентов от их численности в 1991 году) рассредоточено между тремя федеральными органами исполнительной власти. Это отрицательно сказывается на эффективности управления, решении кадровых, методических и других вопросов.

Массовая приватизация геологических предприятий и организаций не решает указанных выше проблем геологического изучения недр и может привести к ликвидации специализированных научно-исследовательских институтов и организаций, располагающих информацией и технологиями стратегического назначения, необходимыми для обеспечения государственных нужд в данной сфере.

Поддерживая решение Правительства Российской Федерации о создании на основе акционируемых геологических предприятий крупных хозяйствующих субъектов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает озабоченность их объединением по отраслевому принципу под управлением научно-исследовательских институтов.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Правительству Российской Федерации:

начать совместно с субъектами Российской Федерации разработку стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года, включающей комплекс мер по усилению инновационного и кадрового обеспечения геологоразведочного производства, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов;

передать в ведение Федерального агентства по недропользованию все геологические федеральные государственные унитарные предприятия и организации, а также акционерные общества геологического профиля, контролируемые государством;

приостановить приватизацию геологических предприятий, а также преобразование в открытые акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 1272-р;

рассмотреть вопрос об исключении из Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, отдельных видов работ, выполнение которых осуществляется специальными государственными геологическими организациями;

предусмотреть с 2009 года выделение дополнительных бюджетных средств на выполнение работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы, а также на техническое перевооружение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, специализирующихся на информационно-геологическом обеспечении государственных нужд.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2008 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, проект Федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации", направленный на урегулирование вопросов предоставления земельных участков для целей недропользования.

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

С.М.МИРОНОВ