МПР России Роснедра Росприроднадзор
Общая информация
Мероприятия
Программное обеспечение
Методическое обеспечение
Нормативно-правовые акты

Распоряжение МПР России от 31.10.2002 № 438-р

О Временных методических рекомендациях по установлению
формы предоставления права пользования участками недр
для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых

В целях совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, упорядочения подготовки и рассмотрения материалов при предоставлении права пользования недрами для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, а также обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах:
2. Структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам и подведомственным организациям МПР России:
- при подготовке материалов по вопросам лицензирования пользования недрами для разведки и разработки месторождений полезных ископаемых руководствоваться настоящими Временными методическими рекомендациями;
- направлять в Департамент организаций лицензирования и СРП предложения по совершенствованию указанных Временных методических рекомендаций.
3. Департаменту организаций лицензирования и СРП (Перепелкин) и Центру "СРП-Недра" (Стругов) обобщить практику применения Временных методических рекомендаций и в срок до 1 сентября 2003 года внести предложения по их доработке.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра Садовникова П.В.


УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением МПР России
от 31.10.2002 №438-р

Временные методические рекомендации
по установлению формы предоставления права пользования
участками недр для целей разведки и разработки
месторождений полезных ископаемых


1. Общие положения


1. Настоящие Временные методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст.823; 1999, № 7, ст.879; 2000, № 2, ст.141; 2001, № 21, ст.2061, № 33 (часть I), ст.3429; 2002, № 22, ст.2026), Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст.1974), и содержат рекомендации по установлению формы предоставления права пользования участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также для целей геологического изучения недр, включающего поиск и оценку месторождений и следующую за этим разведку и добычу полезных ископаемых по совмещенной лицензии на территории Российской Федерации.
1.2. Настоящие Временные рекомендации направлены на оказание методической помощи территориальным органам и подведомственным организациям Министерства при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с предоставлением участков недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых.
1.3. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О недрах" участки недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых, предоставляют по результатам конкурса или аукциона.
Решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статье 10 Закона Российской Федерации "О недрах".
1.4. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр могут быть открытыми или закрытыми.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах" открытые конкурсы и аукционы проводят для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе для участников простых товариществ, иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 10.5 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами закрытые конкурсы и аукционы проводят для определения категорий пользователей недр, в том числе для:
1) юридических лиц или граждан Российской Федерации, а также создаваемых простых товариществ;
2) юридических лиц или граждан Российской Федерации, а также создаваемых ими простых товариществ - субъектов малого предпринимательства, включая старательские артели и иные организации в соответствии с условиями конкурса или аукциона.
1.5. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О недрах" при аукционной форме предоставления участков недр в пользование условия пользования недрами, в т.ч. условиями добычи полезных ископаемых, подготавливают МПР России или его территориальным органом, согласовываются с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и включают в условия лицензирования на пользование соответствующим участком недр.
При конкурсной форме в соответствии с подпунктом 11.8 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами условия пользования недрами устанавливаются в условиях конкурса, но они конкретизируются и детализируются в технико-экономических предложениях (ТЭПах), подготавливаемых участниками конкурса.
Предложения победителя конкурса могут быть включены в лицензию.
1.6. Выбор конкурсной или аукционной системы предоставления права пользования участками недр рекомендуется осуществлять в зависимости от:
- степени геологической изученности участка недр;
- геолого-экономической оценки участков недр;
- технологии добычи и технологических свойств полезного ископаемого;
- социальных факторов;
- экологических факторов;
- интересов национальной безопасности Российской Федерации.
1.7. Предоставление права пользования участками недр рекомендуется осуществлять преимущественно на аукционной основе.
Выбор конкурсной системы предоставления права пользования участками недр в случаях невозможности применения величины разового платежа как единственного критерия для определения недропользователя рекомендуется осуществлять с учетом геолого-экономической оценки участков недр, интересов национальной безопасности Российской Федерации и в зависимости от технологии добычи и технологических свойств полезного ископаемого, социальных, экологических и

2. Учет степени геологической изученности участка недр


2.1. По степени геологической изученности участка недр целесообразно разбить на три группы:
- участка недр со слабой геологической изученностью (дана оценка прогнозных ресурсов на основании общих геолого-структурных, литологических, тектонических данных);
- участка недр со средней геологической изученностью (в небольших объемах запасы подсчитаны по данным единичных скважин по категории С1 и в основном С2, установлены примерные параметры месторождения);
- участка недр с высокой геологической изученностью (запасы разведаны по промышленным категориям и утверждены в НКЗ МПР России).
2.2. В зависимости от степени геологической изученности участка недр рекомендуется:
- проведение конкурса при низкой степени геологической изученности участка недр;
- проведение аукциона при высокой степени геологической изученности участка недр.
При средней степени геологической изученности участка недр в зависимости от вида полезного ископаемого возможно применять как конкурсную, так и аукционную форму предоставления участка недр в пользование с учетом остальных факторов, изложенных в подпункте 1.6 настоящих Временных методических рекомендаций.

3. Учет геолого-экономической оценки участков недр


3.1. В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах" для принятия решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется предварительное проведение геолого-экономической оценки участка недр, выставляемого на конкурс или аукцион.
3.2. При геолого-экономической оценке участков недр рекомендуется учитывать текущее состояние геолого-экономической изученности, степень промышленного освоения объекта оценки и сопровождающие процесс пользования недрами соответствующие риски.
3.3. В целях подготовки условий и проведения конкурсов или аукционов рекомендуется привлекать специализированные организации и отдельных специалистов, для осуществления геолого-экономнческой оценки участка недр, в том числе по крупным объектам и объектам, имеющим сложную геолого-экономическую или экологическую характеристику.
3.4. По данным геолого-экономической оценки рекомендуется оценивать прежде всего ожидаемый доход пользователя недр от разведки и промышленной эксплуатации участка недр.
3.5. Проведение конкурса рекомендуется в случае:
- установления низких показателей экономической эффективности освоения месторождения, не позволяющих ему быть востребованным через аукционную систему представления недр в пользование;
- низкого бюджетного и социального эффекта от реализаций проекта;
- получения предприятием-пользователем недр исключительно нормативной прибыли от реализации товарной продукции;
- длительного периода окупаемости капитальных вложений.
3.6. Проведение аукциона рекомендуется в случае:
- высокой инвестиционной привлекательности проекта;
- высокого бюджетного и социального эффекта от реализации проекта;
- получения предприятием-пользователем недр сверхнормативной прибыли от реализации товарной продукции;
- быстрой окупаемости капитальных вложений.

4. Учет технологии добычи и технологических свойств полезного ископаемого


4.1. При принятии решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется учитывать факторы, характеризующие технологию добычи и технологические свойства полезного ископаемого участка недр выставляемого на конкурс или аукцион.
4.2. Проведение аукциона рекомендуется в случае:
- применения стандартных технологических схем отработки месторождения полезных ископаемых, не требующих применения новейших высоких и дорогостоящих технологий добычи минерального сырья;
- применения стандартных технологических схем обогащения добытого полезного ископаемого, не требующих вовлечения высоких и дорогостоящих технологий в переработку минерального сырья;
4.3. Проведение конкурса рекомендуется в случае:
- необходимости применения специальных методов и технологических схем отработки месторождения полезных ископаемых, требующих применения новейших высоких и дорогостоящих технологий добычи минерального сырья;
- необходимости применения высокотехнологичных схем обогащения добытого полезного ископаемого, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов на участках недр, предоставляемых в пользование;
- на участках недр, находящихся в сложных горно-геологических условиях, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные (остаточные запасы пониженного качества), ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О недрах" в процессе конкурса в его условиях устанавливаются требования и оцениваются внесенные предложения о вовлечении в процесс производства новых технологий, тем самым, создавая условия для конкуренции между претендентами, и, соответственно, максимально полной и рациональной отработки месторождения.

5. Учет социальных факторов


5.1. Для принятия решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется учитывать социальные факторы, характеризующие общественно-социальные последствия разведки и промышленной эксплуатации участка недр выставляемого на конкурс или аукцион.
5.2. Проведение конкурса рекомендуется в случае, если инвестиционный проект предполагает повышение эффективности функционирования градообразующей организации, располагающей истощенной минерально-сырьевой базой.
5.3. Проведение аукциона на право пользования участком недр не рекомендуется при максимальной степени влияния социальных факторов на принятие решения о проведении конкурса или аукциона.

6. Учет экологических факторов


6.1. Для принятия решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется учитывать экологические факторы, характеризующие экологические последствия разведки и промышленной эксплуатации участка недр, выставляемого на конкурс или аукцион.
6.2. Проведение конкурса рекомендуется в случае:
- сложной экологической обстановки объекта разработки;
- жестких экологических требований к осуществлению добычи и переработки полезного ископаемого;
- необходимости осуществления значительных капитальных вложений на природоохранные мероприятия, экологические программы и инициативы.
В условиях конкурса рекомендуется устанавливать требования и оценивать внесенные предложения о вовлечении в процесс производства новых технологий, связанных с уменьшением экологического влияния на окружающую природную среду, тем самым способствуя минимизации экологического ущерба.
6.3. Проведение аукциона рекомендуется в случае:
- оптимальной экологической обстановки объекта разработки;
- экологические нарушения прогнозируются в допустимых пределах;
- отсутствия жестких экологических требований к осуществлению добычи и переработки полезного ископаемого;
- отсутствия необходимости осуществления значительных капитальных вложений на природоохранные мероприятия, экологические программы и инициативы.

7. Учет интересов национальной безопасности Российской Федерации


7.1. Для принятия решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется учитывать интересы национальной безопасности Российской Федерации при разведке и промышленной эксплуатации участка недр, выставляемого на конкурс или аукцион.
7.2. Проведение конкурса рекомендуется, в случае если разработка месторождения полезных ископаемых связана с интересами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (месторождения радиоактивного сырья, месторождения, расположенные в зоне особых интересов Министерства обороны Российской Федерации, приграничных территориях и др.).
7.3. В случае если разработка месторождения полезных ископаемых затрагивает интересы национальной безопасности Российской Федерации, проведение аукциона не рекомендуется.

8. Учет комплексного влияния факторов


8.1. Для принятия решения о проведении конкурса или аукциона рекомендуется учитывать комплексность влияния факторов на последствия разведки и промышленной эксплуатации участка недр, выставляемого на конкурс или аукцион.
8.2. В целях проведения конкурсов или аукционов и определения степени влияния каждого из вышеуказанных факторов рекомендуется использовать принцип вклада, заключающийся в определении долевого или процентного вклада того или иною фактора в общую оценку.
8.3. При установлении формы предоставления права пользования участками недр для целей разведки и разработки крупных месторождений полезных ископаемых, предполагающих осуществление значительных капитальных вложений и привлечения к подготовке условий пользования недрами недропользователя, проведение аукциона не рекомендуется.



© Росгеолфонд, Трисофт, ВостСибНИИГГиМС, 2005 - 2009