МПР России Роснедра Росприроднадзор
Общая информация
Мероприятия
Программное обеспечение
Методическое обеспечение
Нормативно-правовые акты
ИСР ИМСР / Нормативно-правовые акты по недропользованию / Распоряжение Правительства РФ № 494-p 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.
2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.

Председатель Правительства М.КАСЬЯНОВ
Российской Федерации



 
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. N 494-р

ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ


Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом и является одним из ведущих мировых производителей минерального сырья. В то же время минерально-сырьевая база страны обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью из-за неблагоприятного географо-экономического размещения многих месторождений полезных ископаемых и относительно низкого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности в современных экономических условиях. Отсутствует долгосрочная государственная стратегия в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Указанные негативные факторы в ближайшее время могут привести к существенным затруднениям в функционировании минерально-сырьевого комплекса, замедлению экономического развития и снижению уровня обеспечения безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы требует учета последствий глобализации мировой экономики, прогнозируемого роста потребления минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является важнейшим условием обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики и последовательного повышения благосостояния населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также направления совершенствования системы управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России. Для решения поставленных задач разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования согласно Приложению.

1. Цели и принципы государственной политики
в области использования минерального сырья
и недропользования

Основными целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются:

обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;
организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации;
защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья.
Государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования основывается на следующих принципах:
сохранение государственной собственности на недра и содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
регулирование развития и использования минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
предоставление прав пользования недрами на состязательной (аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений);
совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого распределения между государством и недропользователями доходов от использования ресурсов недр, находящихся в государственной собственности, создания благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса России, поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере использования и охраны недр;
стимулирование перехода экономики Российской Федерации на ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное использование минерального сырья при его добыче и переработке;
совершенствование практики реализации соглашений о разделе продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой, применение таких соглашений в исключительных случаях при отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях обычного налогового режима, усиление государственного контроля за исполнением указанных соглашений.

2. Совершенствование нормативной правовой базы
в области использования минерального сырья
и недропользования

Для реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов деятельности в сфере недропользования:

предоставление в пользование участков недр на основе административных и гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессий и другие формы договорных отношений;
четкое распределение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации полномочий в области управления недропользованием;
закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами;
применение экономических и правовых санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том числе санкций за умышленную консервацию месторождений полезных ископаемых;
признание работ по разведке месторождений полезных ископаемых самостоятельным видом пользования недрами, финансируемого в том числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших технологий разведки и добычи полезных ископаемых, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геологоразведочных и горных работ;
развитие системы государственного мониторинга геологической среды;
создание эффективной системы государственного контроля за проведением геологоразведочных и добычных работ, за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
совершенствование государственной экспертизы результатов геологоразведочных работ и системы учета запасов полезных ископаемых;
разработка новых и корректировка действующих стандартов, норм и правил в сфере недропользования и охраны окружающей среды с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и недропользователя.

3. Совершенствование системы управления
государственным фондом недр

В целях совершенствования системы управления государственным фондом недр необходимо четкое распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем:

закрепления за федеральными органами исполнительной власти функции стратегического планирования развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации и основных регулирующих и контрольных функций;
распределения исполнительно-распорядительных функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиления системы государственного контроля за геологическим изучением и использованием недр;
расширения практики проведения открытых аукционов, связанных с предоставлением прав пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
разработки мер по повышению экономической ответственности недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и неэффективное использование предоставленных в пользование участков недр.

4. Организационные мероприятия в области
использования и воспроизводства запасов
минерального сырья и обеспечения эффективной
работы добывающей промышленности

Важной составной частью реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются федеральные целевые программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы страны, для выполнения которых необходимо осуществление следующих мероприятий:

разработка политики в области использования минерально-сырьевых ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50 лет);
анализ и оценка перспектив внутреннего потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию дефицита соответствующего вида минерального сырья;
разработка мер по созданию стратегических государственных запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных вод, по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья;
своевременное и регулярное финансирование из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, поиска и разведки стратегических видов минерального сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;
контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы;
стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению работ, направленных на получение прироста запасов полезных ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств.

В целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих компаний, имеющих высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в деятельности в области использования минерального сырья и недропользования;
использование различных форм государственной поддержки и защиты интересов российских добывающих компаний при выходе их на мировой рынок, а также российских добывающих компаний, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами Российской Федерации.





© Росгеолфонд, Трисофт, ВостСибНИИГГиМС, 2005 - 2009