Деятельность        По охране Байкала
ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

Настоящий, 12-ый, выпуск ежегодного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране» содержит основные итоги наблюдений и сведения о природоохранной деятельности на Байкальской природной территории в 2005 году.

 

В 2005 году в мероприятиях по охране озера Байкал участвовали организации Росгидромета, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, Роснедвижимости, Росрыболовства, Роснедра, Росводресурсов, Рослесхоза, Росприроднадзора, МЧС России; органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; институты СО РАН и другие предприятия и учреждения. Перечень и адреса этих организаций с указанием территориальных органов, расположенных на Байкальской природной территории, приведены в приложении 1.

 

МПР России осуществляло свои полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды озера Байкал и координации деятельности подведомственных агентств и службы.

 

Функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 Положению, продолжала выполнять Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Этим органом летом 2005 года была проведена специальная проверка выполнения природоохранного законодательства на озере Байкал (см. подраздел 2.5 и приложение 2.2) и выполнен ежегодный комплекс работ по проведению государственного мониторинга экосистемы озера Байкал (см. подразделы 2.4 и 2.10), осуществлен ряд конкретных экспертиз и контрольных мероприятий (см. подразделы 2.3, 2.5).

 

В 2004 году в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» статьей 120 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие реформу в системе управления охраной озера Байкал, а именно – определение органов исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функций и полномочий, а также создание координационного органа для обеспечения согласованных действий. Согласно пункту 73 Регламента Правительства РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260) координационный орган, деятельность которого предусмотрена федеральным законом, может создаваться и действовать в виде Правительственной комиссии, возглавляемой Председателем Правительства или одним из членов Правительства. В 2005 году выполнялись мероприятия по практической реализации внесенных изменений, но они не завершились (подробнее в подразделе 2.1).

 

В 2005 году МПР России и Росводресурсы провели комплекс работ по проектированию и согласованию границы водоохраной зоны озера Байкал и подготовке проекта постановления Правительства РФ об утверждении границ БПТ и её экологических зон (см. подраздел 2.1). В связи с тем, что это постановление в 2005 году не вышло, приводимые в настоящем докладе границы экологических зон БПТ и соответствующие площадные оценки основываются на проекте границы ЦЭЗ, подготовленном в декабре 2003 года МПР России во исполнение протокольного решения совещания у Председателя Правительства РФ от 25.07.2003 № МК-П9-20пр. Данный проект границ в 2004 году получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

Эти границы в основном совпадают с границами участка всемирного природного наследия (см. приложение 3.3).

 

Важным этапом регламентации природоохранной и хозяйственной деятельности на берегах Байкала стала разработка Схемы территориального планирования центральной экологической зоны БПТ (подробнее в подразделе 2.1). Этот документ, подготовленный по заказу МПР России, определил основные мероприятия по планированию, зонированию и планировке территории участка всемирного природного наследия в полном соответствии с вышедшим в конце 2004 года Градостроительным кодексом РФ. Документ рассмотрен и одобрен администрациями семи муниципальных районов, территории которых прилегают к Байкалу.

 

Район озера Байкал является перспективным для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Оценке этой перспективы была посвящена состоявшаяся в сентябре 2005 года поездка на Байкал Министра экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефа. Администрацией Иркутской области совместно с Правительством Республики Бурятия было подготовлено обоснование создания такой зоны, в котором определены рекреационные территории, инвестиционные проекты по созданию инфраструктуры и рекреационного имущества, виды деятельности резидентов зоны и другие ключевые меры (см. подраздел 1.4.8).

 

В 2005 году большое внимание государственных органов и общественности было уделено планам строительства в непосредственной близости от Байкала магистральной нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (сведения об этом приведены в подразделах 1.4.7.4, 2.8, 2.9).

 

В конце октября 2005 года озеро Байкал посетила специальная миссия ЮНЕСКО, которая побывала в Иркутске, Нижнеангарске, Северобайкальске, Байкальске, Улан-Удэ, Байкало-Ленском заповеднике, Прибайкальском национальном парке (подробнее в подразделе 2.9).

 

В 2005 году по подпрограмме “Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории” ФЦП “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)” финансировались только мероприятия по капитальным вложениям и НИОКР. Их перечень и характеристики приведены в подразделе 2.2.1. Мероприятия, финансировавшиеся ранее в рамках ФЦП за счет средств на текущие расходы, были профинансированы по виду расходов «Природоохранные мероприятия» в том же размере, что и в 2004 году. Размер финансирования всех этих мероприятий из Федерального бюджета составил в 2005 г. 61,952 млн. руб., в т.ч. 46,762 млн. руб. – капитальные вложения. Кроме того, из средств федерального бюджета на водохозяйственные и водоохранные мероприятия на Байкальской природной территории Росводресурсами было направлено 103,822 млн. руб., в т.ч. 98,133 – капитальные вложения. Из бюджетов субъектов федерации на инвестиционные и другие проекты по охране озера Байкал израсходовано около 60 млн. руб.

 

Настоящий выпуск государственного доклада полностью повторяет структуру доклада за 2004 год, соответствует Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ) и Федеральному закону «Об охране озера Байкал» (от 01.05.99 № 94-ФЗ). Материал доклада разбит на две части (состояние и меры). Характеристика состояния окружающей среды упорядочена по ее структурным элементам и компонентам природной среды, определенным в законе «Об охране окружающей среды». Сведения о мерах по охране сгруппированы по их видам, предусмотренным этим же законом.

 

Внутренняя структура каждого подраздела может иметь 1, 2 или 3 уровня и соответственно обозначается:
- заголовками в отдельной строке (жирным шрифтом);
- заголовками в начале абзацев (жирным шрифтом);
- заголовками в начале абзацев (набором в разрядку).

В тексте каждого подраздела доклада, как правило, присутствует информация трех видов:
- общая информация справочного характера, необходимая для понимания описываемых процессов, явлений и мер (набрана курсивом);
- конкретная информация за 2005 год (обычным шрифтом);
- выводы и рекомендации (жирным шрифтом).

Более подробные сведения о состоянии озера Байкал и его экосистемы приводятся в бюллетенях государственного экологического мониторинга. Регулярный выпуск этих бюллетеней по всем компонентам природной среды и видам антропогенных воздействий начат в 2005 году после ввода в эксплуатацию Информационной системы государственного экологического мониторинга БПТ (см. подраздел 2.4). Они доступны для всех заинтересованных лиц на официальном сайте МПР России и Росприроднадзора «Охрана озера Байкал» (geol.irk.ru/baik/) – в разделе «Экологический мониторинг». На этом же сайте размещен электронный вариант настоящего доклада и докладов за 2003 и 2004 годы.

Сведения о составителях и источниках информации приведены в конце доклада. Наименования организаций и их ведомственная принадлежность приведены по состоянию на 01.01.2006 – отражена юридическая компетенция организаций в отчетном периоде – в 2005 году. Критические замечания и предложения следует направлять по указанным в конце доклада адресам, а также:
- МПР России, Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды, 117292, Москва, ул. Кедрова, 8/1, тел. 8(095)-124-04-71факс 8(095)-124-18-22;
- Росприроднадзор, Управление особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы и разрешительной деятельности, 123812, г. Москва, ул. Большая Грузинская, дом 4/6, тел. 8(095)–254-86-22факс 8(095)-254-75-22,E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
- Управление Росприроднадзора по Иркутской области, 664003, г. Иркутск, ул. Киевская, 7, тел. 8(3952)-30-50-82факс 8(3952)-20-16-87E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
- ВостСибНИИГГиМС ФГУНПГП «Иркутскгеофизика», 664007, Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 29, тел. 8(3952)-33-51-3834-40-47факс 8(3952)-34-40-47E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .