ВВЕДЕНИЕ
Настоящий, 21-ый, выпуск ежегодного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране» содержит обобщение и анализ итогов наблюдений и сведения о природоохранной деятельности на озере Байкал и Байкальской природной территории в 2014 году.
В 2014 году в мероприятиях по охране озера Байкал участвовали организации Минприроды России, Росприроднадзора, Росгидромета, Роснедр, Росводресурсов, Ространснадзора, Росреестра, Росрыболовства, МЧС России; органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края; институты СО РАН и другие предприятия и учреждения. Перечень и адреса этих организаций, приведены в приложении 1.
Минприроды России осуществляло свои полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды озера Байкал и по координации деятельности подведомственных агентств, служб и учреждений – Роснедр, Росводресурсов, Рослесхоза, Росприроднадзора, Росгидромета, ФГБУ ООПТ. Росприроднадзор выполнял функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, и осуществлял федеральный государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал.
В 2014 году состоялось два заседания Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал (далее – Комиссия). В результате работы Комиссии в 2014 году в Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2015 № 186 внесены следующие изменения:
1) исключены из Перечня производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, строительство зданий и сооружений для обеспечения видов деятельности, разрешенных в ЦЭЗ БПТ;
2) исключен из Перечня транзит через ЦЭЗ БПТ электроэнергии, произведенной за ее пределами;
3) восстановлен запрет на производство целлюлозы, бумаги, картона;
4) установлен запрет на строительство в ЦЭЗ БПТ угольных котельных с одновременным определением возможности проведения реконструкции и технического перевооружения существующих угольных котельных, в том числе с установкой новых агрегатов в соответствии с требованиями технической и экологической безопасности.
Комиссией рассмотрена прогнозируемая весной 2015 года критическая ситуация по водообеспеченности Ангарского каскада гидроэлектростанций и иных водопользователей Иркутской области (подробнее в подразделах 1.1.1.1 и 2.1).
В 2014 году при Комиссии создана рабочая группа по сопровождению работ по интеграции данных различных видов экологического мониторингав рамках единой системы государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал и комплексной оценке состояния озера Байкал, в результате деятельности, которой было разработано «Положение о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал»[1]) (подробнее в подразделе 2.1).
В 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1535 были внесены изменения в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы». Финансирование сокращено на 1 млрд. руб., в основном, за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Подробно реализация Программы в 2014 году и содержание изменений рассматриваются в подразделе 2.2.1.
Размер финансирования всех мероприятий по охране озера Байкал из федерального бюджета составил в 2014 году 2 973,14 млн. руб. (в 2013 году – 1 182,12 млн. руб.), из них2 900,47 млн. руб. было выделено в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», 72,67 млн. руб. – из других источников. Распределение средств, по видам расходов следующее: 1 306,5 млн. руб. составили капитальные вложения, 5,62 млн. руб. – государственный мониторинг состояния недр на БПТ, 67,10 млн. руб. – НИОКР, 1 593,92 млн. руб. - прочие нужды. Из бюджетов субъектов Российской федерации на проекты и мероприятия по охране озера Байкал израсходовано 277 млн. руб., в 2013 году – 235 млн. руб. (см. подраздел 2.2.2).
Настоящий выпуск государственного доклада повторяет структуру доклада за 2013 год, которая соответствует Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Материал доклада разбит на две части (состояние и меры). Характеристика состояния окружающей среды упорядочена по ее структурным элементам и компонентам природной среды, определенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Сведения о мерах по охране озера Байкал сгруппированы по их видам, предусмотренным этим же законом.
Внутренняя структура каждого подраздела может иметь 1, 2 или 3 уровня и соответственно обозначается:
- заголовками в отдельной строке (жирным шрифтом);
- заголовками в начале абзацев (жирным шрифтом);
- заголовками в начале абзацев (набором в разрядку).
В тексте каждого подраздела доклада, как правило, присутствует информация трех видов:
-общая информация справочного характера, необходимая для понимания описываемых процессов, явлений и мер (набрана курсивом);
- конкретная информация за 2014 год;
- выводы и рекомендации.
Сведения о составителях и источниках информации приведены в конце доклада. Наименования организаций и их ведомственная принадлежность приведены по состоянию на 01.01.2015 – отражена юридическая компетенция организаций в отчетном периоде – в 2014 году. Замечания и предложения следует направлять по указанным в конце доклада адресам, а также:
-Минприроды России, Департамент экономики и финансов, 123995, Москва, Большая Грузинская ул., 4/6, тел. 8 (499)-254-69-74;
- Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд», 664007, Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 29, тел./факс 8 (3952)- 33-22-04, 21-70-46, E-mail: geol@irk.ru.