Деятельность        По охране Байкала
ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

Настоящий выпуск ежегодного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране» содержит основные итоги наблюдений и сведения о природоохранной деятельности на озере Байкал и Байкальской природной территории в 2006 году.

 

В 2006 году исполнилось 10 лет с момента включения озера Байкал как природного объекта в Список всемирного наследия. Это произошло 5 декабря 1996 года по решению Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО ) на его ХХ-ой, очередной сессии, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, после рассмотрения соответствующей заявки Российской Федерации.
В принятом Комитетом решении отмечается:
«Озеро Байкал - классический случай участка всемирного наследия, удовлетворяющий всем четырем природным критериям. Озеро находится в центральной части участка. Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки и охраны. Озеро окружают горнотаежные ландшафты и особо охраняемые природные территории, главным образом сохранившиеся в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность. Озеро Байкал - лимнологическое чудо и территория, обладающая следующими превосходными качествами:
1. Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась в Мезозойском периоде. Озеро Байкал является самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы все еще продолжают свое действие, о чем свидетельствуют выходы термических потоков с глубин озера.
2. Эволюция водных организмов, происходившая в течение всего этого длительного периода, привела к образованию исключительно уникальной эндемичной фауны и флоры. Озеро Байкал является "Галапагосскими островами России", представляет исключительную ценность для изучения эволюции.
3. Живописный ландшафт вокруг байкальской котловины с горными массивами, бореальными лесами, тундрой, озерами, островами и степями, обеспечивает исключительно красивое окружение озера Байкал. Байкал – крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов), что дополнительно характеризует его как уникальное явление.
4. Озеро Байкал - одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нем обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны). В лесах, окружающих озеро, находится 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) ), и представлен полный состав типичных бореальных видов.».

 

При включении Байкала в Список всемирного наследия Комитетом ЮНЕСКО руководству Российской Федерации были даны специальные рекомендации: «1) окончательное принятие Федерального закона об озере Байкал; 2) перепрофилирование Байкальского ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения; 3) снижение сброса загрязняющих веществ в реку Селенга; 4) увеличение ресурсного обеспечения деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков; 5) продолжение и дальнейшая поддержка научных исследований и мониторинга на озере Байкал».

 

В 2006 году в мероприятиях по охране озера Байкал участвовали организации Росгидромета, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, Роснедвижимости, Росрыболовства, Роснедра, Росводресурсов, Рослесхоза, Росприроднадзора, МЧС России; органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; институты СО РАН и другие предприятия и учреждения. Перечень и адреса этих организаций с указанием территориальных органов управления, расположенных на Байкальской природной территории (БПТ), приведены в приложении 1.

 

МПР России осуществляло свои полномочия по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере охраны окружающей среды озера Байкал и по координации деятельности подведомственных агентств и службы – Роснедр, Рослесхоза, Росводресурсов и Росприроднадзора.
Функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 Положению, продолжала выполнять Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Выполнен ежегодный комплекс работ по проведению государственного мониторинга экосистемы озера Байкал (см. подразделы 2.4 и 2.10), осуществлен ряд конкретных экспертиз и контрольных мероприятий (см. подразделы 2.3, 2.5).

 

В 2004 году в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» статьей 120 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие определение органов исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функций и полномочий, а также создание координационного органа для обеспечения согласованных действий. Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 29.08.2006 № 1205-р поручило МПР России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти образовать в качестве такого координационного органа межведомственную комиссию по вопросам охраны озера Байкал. В 2006 году создание этой комиссии не было завершено (подробнее в подразделе 2.1).

 

В 2006 году было закончено согласование описания границ БПТ и ее экологических зон с органами исполнительной власти, и Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 27.11.2006 № 1641-р утвердило это описание границ. Границы центральной экологической зоны (ЦЭЗ) в основном совпадают с границами участка всемирного природного наследия (см. приложение 3.3) и основываются на проекте границы ЦЭЗ, подготовленном в декабре 2003 года МПР России во исполнение протокольного решения совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 25.07.2003 № МК-П9-20пр.

 

В 2006 году большое внимание государственных органов и общественности было уделено планам строительства в непосредственной близости от Байкала магистральной нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Президент Российской Федерации В.В. Путин 26.04.2006 на совещании руководителей глав исполнительной власти субъектов федерации Сибирского федерального округа в г. Томске в целях исключения рисков экосистеме озера Байкал поручил перенести маршрут трассы нефтепровода на север за границы водосборного бассейна Байкал (сведения об этих событиях приведены в подразделах 1.4.7.4, 2.8).
Размер финансирования всех мероприятий по охране озера Байкал из Федерального бюджета составил в 2006 г. 75,600 млн. руб., в т.ч. 58,700 млн. руб. – капитальные вложения. Кроме того, из средств федерального бюджета на водохозяйственные и водоохранные мероприятия на Байкальской природной территории Росводресурсами было направлено 298,886 млн. руб., в т.ч. 275,043 – капитальные вложения. Из бюджетов субъектов федерации на инвестиционные и другие проекты по охране озера Байкал израсходовано около 119 млн. руб.

 

Настоящий выпуск государственного доклада полностью повторяет структуру доклада за 2005 год, которая соответствует Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ) и Федеральному закону «Об охране озера Байкал» (от 01.05.1999 № 94-ФЗ). Материал доклада разбит на две части (состояние и меры). Характеристика состояния окружающей среды упорядочена по ее структурным элементам и компонентам природной среды, определенным в законе «Об охране окружающей среды». Сведения о мерах по охране сгруппированы по их видам, предусмотренным этим же законом.

 

Внутренняя структура каждого подраздела может иметь 1, 2 или 3 уровня и соответственно обозначается:
 - заголовками в отдельной строке (жирным шрифтом);
 - заголовками в начале абзацев (жирным шрифтом);
 - заголовками в начале абзацев (набором в разрядку).

В тексте каждого подраздела доклада, как правило, присутствует информация трех видов:
 - общая информация справочного характера, необходимая для понимания описываемых процессов, явлений и мер (набрана курсивом);
 - конкретная информация за 2006 год (обычным шрифтом);
 - выводы и рекомендации (жирным шрифтом).

Более подробные сведения о состоянии озера Байкал и его экосистемы приводятся в бюллетенях государственного экологического мониторинга. Регулярный выпуск этих бюллетеней по компонентам природной среды и видам антропогенных воздействий начат в 2005 году после ввода в эксплуатацию Информационной системы государственного экологического мониторинга БПТ (см. подраздел 2.4). Они доступны для всех заинтересованных лиц на официальном сайте МПР России и Росприроднадзора «Охрана озера Байкал» (geol.irk.ru/baik/) – в разделе «Экологический мониторинг». На этом же сайте размещен электронный вариант настоящего доклада и докладов за 2003, 2004 и 2005 годы.

Сведения о составителях и источниках информации приведены в конце доклада. Наименования организаций и их ведомственная принадлежность приведены по состоянию на 01.01.2007 – отражена юридическая компетенция организаций в отчетном периоде – в 2006 году. Критические замечания и предложения следует направлять по указанным в конце доклада адресам, а также:
- МПР России, Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды, 117292, Москва, ул. Кедрова, 8/1, тел. 8(095)-124-04-71факс 8(095)-124-18-22;
- Росприроднадзор, Управление особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности, 123812, г. Москва, ул. Большая Грузинская, дом 4/6, тел. 8(095)–254-86-22факс 8(095)-254-75-22E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
- Управление Росприроднадзора по Иркутской области, 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17, тел. 8(3952)-59-89-30факс 8(3952)-20-16-87E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
- Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд», 664007, Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 29, тел./факс 8(3952)-33-51-3820-12-24E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .