Деятельность        По охране Байкала
ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий, 18-ый, выпуск ежегодного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране» содержит основные итоги наблюдений и сведения о природоохранной деятельности на озере Байкал и Байкальской природной территории в 2011 году.

 

В 2011 году в мероприятиях по охране озера Байкал участвовали организации Росприроднадзора, Росгидромета, Роснедр, Росводресурсов, Ространснадзора, Росреестра, Росрыболовства, МЧС России; органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края; институты СО РАН и другие предприятия и учреждения. Перечень и адреса этих организаций с указанием территориальных органов управления, расположенных на Байкальской природной территории (БПТ), приведены в приложении 1.

 

Минприроды России осуществляло свои полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды озера Байкал и по координации деятельности подведомственных агентств и служб – Роснедр, Росводресурсов, Росприроднадзора, Росгидромета.

 

В 2011 году был принят Федеральный закон от 21.11.2011  № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Статья 63 «Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»  измененного Федерального  закона  от   10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определила проведение мониторинга в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Этот закон дополнен статьями  63.1 и 63.2. В статье 63.1. «Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» установлены 14 подсистем государственного экологического мониторинга, в том числе подсистема государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал. Статья 63.1 существенно расширила состав задач и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на ведение указанных подсистем. В статье 63.2. «Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» определены содержание и порядок  создания  и эксплуатации государственного фонда данных как федеральной информационной системы, на которую теперь слало распространяться действие Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и соответствующих ему подзаконных нормативных правовых документов (подробнее в подразделе 2.1).

В 2011 году Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в статью 65 «Государственный экологический надзор» Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 45). Статья 65 «Государственный экологический надзор» изложена в новой редакции. Перечислены все виды экологического надзора.

В 2011 году распоряжением  Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1274-р  утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы» (см. подраздел 2.1).

 

В соответствии с  решением  35-ой сессии  Комитета  всемирного наследия      ЮНЕСКО в период с 11 по 14  июля 2011 года в Иркутской области  с визитом находилась очередная инспекционная миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО на объект всемирного наследия «Озеро Байкал». В составе миссии ЮНЕСКО Байкал и г. Иркутск  посетили директор  Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Кишор Рао и эксперт Международного союза охраны природы  Педро Росабаль. В рамках согласованной программы пребывания организованы посещение Байкальского музея Сибирского отделения РАН, уникальных природных объектов озера Байкал (бухта Песчаная, бухта Бабушка, бухта Сенная), ОАО «Байкальский ЦБК», в том числе цехов комбината, очистных сооружений, прудов-отстойников. Проведены встречи:

- с руководством и главными специалистами ОАО  БЦБК;

- с представителями государственных органов исполнительной власти;

- с Губернатором Иркутской области Д.Ф.Мезенцевым;

- с общественными экологическими организациями региона – участвовали 40 представителей от 19  экологических общественных  организаций.

 

Размер финансирования всех мероприятий по охране озера Байкал из федерального бюджета составил в 2011 году 820,06 млн. руб. (в 2010 году – 96,43 млн. руб.), в том числе: 7,71 млн. руб. – государственный мониторинг состояния недр на БПТ,  2,10 млн. руб. – НИОКР, 810,24 млн. руб. - природоохранные мероприятия. На водохозяйственные и водоохранные мероприятия на Байкальской природной территории из средств федерального бюджета Росводресурсами направлено 163,12 млн. руб. (в 2010 году – 96,43 млн. руб.), в том числе 111,14 млн. руб. – капитальные вложения (в 2010 году – 10 млн. руб.). Из бюджетов субъектов Российской федерации на инвестиционные и другие проекты по охране озера Байкал израсходовано 90,294 млн. руб., в 2010 году – 183,69 млн. руб. (см. подраздел 2.2) .

 

Настоящий выпуск государственного доклада повторяет структуру доклада за 2010 год, которая соответствует Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002  № 7-ФЗ)  и  Федеральному  закону  «Об охране озера Байкал»  (от  01.05.1999  № 94-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011  № 331-ФЗ добавлены разделы «Радиационная обстановка» и «Радиационно-опасные объекты». Раздел 2.5. «Экологический контроль» дополнен сведениями о результатах работы органов государственного регионального экологического контроля, эффективность мероприятий которого существенно увеличивается в последние годы.

Материал доклада разбит на две части (состояние и меры). Характеристика состояния окружающей среды упорядочена по ее структурным элементам и компонентам природной среды, определенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Сведения о мерах по охране озера Байкал сгруппированы по их видам, предусмотренным этим же законом.

 

Внутренняя структура каждого подраздела может иметь 1, 2 или 3 уровня и соответственно обозначается:

- заголовками в отдельной строке (жирным шрифтом);

- заголовками в начале абзацев (жирным шрифтом);

- заголовками в начале абзацев (набором в разрядку).

В тексте каждого подраздела доклада, как правило, присутствует информация трех видов:

- общая информация справочного характера, необходимая для понимания описываемых процессов, явлений и мер (набрана курсивом);

- конкретная информация за 2011 год;

- выводы и рекомендации.

 

Более подробные сведения о состоянии озера Байкал и его экосистемы приводятся в бюллетенях государственного экологического мониторинга. Выпуск этих бюллетеней по компонентам природной среды и видам антропогенных воздействий начат в 2005 году после ввода в эксплуатацию Информационной системы государственного экологического мониторинга БПТ. Бюллетени доступны для всех заинтересованных лиц на официальном сайте Минприроды России «Охрана озера Байкал» (geol.irk.ru/baik/) – в разделе «Экологический мониторинг». На этом же сайте размещен электронный вариант настоящего доклада и докладов за 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы.

 

Сведения о составителях и источниках информации приведены в конце доклада. Наименования организаций и их ведомственная принадлежность приведены по состоянию на 01.01.2012 – отражена юридическая компетенция организаций в отчетном периоде – в 2011 году. Замечания и предложения следует направлять по указанным в конце доклада адресам, а также:

- Минприроды России, Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, 123995, Москва, Большая Грузинская ул., 4/6, тел. 8 (499)-254-80-01, факс 8 (499)-254-49-33;

- Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд», 664007, Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 29, тел./факс 8 (3952)- 33-22-04, 21-70-46, E-mailgeol@irk.ru.