Выполнение Закона           "Об охране озера Байкал"
Реализация подпрограммы ООБ БПТ 2003
Сведения о ходе реализации подпрограммы
  "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
в 2003 году 
ниже приводится текст  из документа МПР России "Доклад о ходе реализации федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" в 2003 году и эффективности использования финансовых средств за 2003 год".

 

Подпрограмма  "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
1.Общая часть
Государственный заказчик - Министерство природных ресурсов  Российской Федерации.
Подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" (далее - подпрограмма) разработана и реализуется  во исполнение Федерального закона "Об охране озера Байкал", предусматривающего комплексную систему мер по его защите и сбережению как уникального объекта, включенного в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Цель подпрограммы - оздоровление озера Байкал и Байкальской природной территории (БПТ).
Для достижения этой цели в 2003 году решались следующие задачи.
В центральной экологической зоне - переориентация хозяйственной и иной деятельности на экологически приемлемые виды (перепрофилирование экологически опасных производств), сохранение прибрежных экологических систем и существующей инфраструктуры (берегоукрепление), вопросы создания системы мониторинга состояния акватории Байкала, прибрежных территорий, непромысловых эндемичных видов водных животных и водных растений.
В буферной экологической зоне - сокращение сбросов загрязняющих веществ в речную сеть бассейна озера Байкал, внедрение современных методов санитарной очистки территории (вопросы сбора, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов).
В экологической зоне атмосферного влияния - последовательное уменьшение выбросов вредных веществ, в том числе за счет перехода  на экологически чистые источники энергии.

2. Результаты хода выполнения мероприятий подпрограммы в 2003г.
Инвестиционные проекты
Объем затрат на реализацию подпрограммы, предусмотренный федеральным бюджетом на 2003 год, бюджетами субъектов Российской Федерации, а также показатели фактического поступления средств по всем источникам финансирования представлены в форме 1.
В 2003 г. средства федерального бюджета выделялись исключительно на строительство переходящих объектов.
В Республике Бурятия  - это окончание работ по берегозащите в районе пос. Нижнеангарск, что позволило закончить строительство дамбы длиной 1, 05 км, защищающей берега Байкала от разрушения. Выполненные работы по берегоукреплению приостановят размыв береговой линии озера Байкал в этом районе. Всего с 2001 г. на строительство берегозащитных сооружений затрачено  из средств федерального бюджета 10,2 млн. руб. (в 2003 г.- 2,5 млн. руб.) и из средств бюджета Республики Бурятия 0,86 млн. руб.
Осуществлялись работы по защите коммуникаций населенных пунктов Кабанского района от опасных природных процессов. Сметная стоимость строительства в ценах 2003 г. составила  40,1 млн. рублей. В 2003 г. на строительство выделено из средств федерального бюджета 2,4 млн. рублей и республиканского бюджета 3,0 млн. руб.  Выполнены направляющая шпора и берегоукрепление на расстоянии 64 м.
В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, расположенном в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, выполняются работы по переводу твердотопливных котельных на электропитание. В 2003 г. в рамках этой работы осуществлялось строительство электрокотельной в с. Харат, на эти цели из средств федерального бюджета было выделено 2,0 млн. руб., из средств бюджета округа  - 1,82 млн. руб.  
В 2003 г. также были продолжены работы по строительству одного из важнейших природоохранных объектов региона - мусороперерабатывающего предприятия в г. Улан-Удэ. Его проектная мощность - 120 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год. Общая стоимость строительства  в ценах 2000 г. - 243,33 млн. руб. В 2003 г.  на строительство данного объекта было выделено 7,5 млн. руб.  из средств федерального бюджета, а также 32,5 млн. руб. из бюджета Республики Бурятия и 30,0 млн. руб. из средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья".
В Иркутской области было продолжено строительство ЛЭП Еланцы - Черноруд, общей длиной 39,3 км. Ввод ЛЭП в действие позволит  осуществить перевод  ряда котельных на электропитание, уменьшит антропогенную нагрузку на природную среду. Общая стоимость строительства 60 млн. рублей. В 2003 г. из средств федерального бюджета выделено и освоено 17,25 млн. руб. Средства из бюджета Иркутской области на данный объект в 2003 г. не выделялись.
Строительство очистных сооружений в г. Байкальске Иркутской области, мощностью 12 тыс. куб. м в сутки, является одним из важнейших мероприятий в системе перепрофилирования Байкальского ЦБК. Оно позволит разъединить стоки города и комбината и осуществить его перевод на замкнутую систему водообеспечения. Сметная стоимость проекта 168,04 млн. руб. в ценах 2002 г. Из средств федерального бюджета в 2003 г. выделено 9,0 млн. руб. Средства из бюджета Иркутской области в 2003 г. не выделялись.
В рамках подпрограммы выполнялось также строительство природоохранных объектов, финансируемых из средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации (22,56 млн. руб.) и внебюджетных источников (53,71 млн. руб.).
НИОКР
В соответствии с показателями подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" в федеральный бюджет на 2003г. были включены работы по научному сопровождению подпрограммы на сумму 2,7 млн. рублей. В рамках НИОКР проведены работы по  созданию информационных технологий и программных средств для оценки контроля производственного, экологического и других рисков системы оценки экологического рейтинга производств, расположенных на БПТ, что позволит оптимизировать систему природоохранной деятельности на этой территории; были разработаны рекомендации по сохранению биоразнообразия Байкала и Байкальской природной территории, принципы нормирования качества окружающей среды для БПТ, а также принципы охраны озера Байкал, БПТ и ее экологических зон.
Наиболее значимой за отчетный период НИОКР можно считать разработку информационной системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории (ИС ГЭМ-Байкал), выполненную ВостСибНИИГГиМС МПР России (г. Иркутск). ИС ГЭМ-Байкал автоматизирует деятельность по проведению экологического мониторинга и решает следующие задачи: организацию и проведение наблюдений за количественными и качественными показателями окружающей среды; оценку состояния окружающей среды, прогноз и выработка рекомендаций для системы управления природоохранной деятельностью, формирование государственных информационных ресурсов и др. В 2004 г. планируется внедрение и адаптация системы в практику управленческой деятельности.

За счет средств федерального бюджета на текущие расходы (10,0 млн. рублей) в первую очередь были проведены работы, связанные с реализацией положений Федерального закона "Об охране озера Байкал". Это касается статьи 16 указанного закона (доработка Комплексной схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории, разработка Схемы комплексного использования водных ресурсов бассейна р. Селенга в рамках Российско-Монгольских соглашений). Мероприятия по реализации статьи 2 указанного закона включают ряд работ по развитию государственного экологического мониторинга.

В 2003 г. также проведены работы по сохранению биоразнообразия Байкальской природной территории и борьбе с биологическими загрязнениями, мероприятия по наземной охране лесов в государственных природных заповедниках и национальных парках и другие работы.
Информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий, показатели их финансирования представлены в форме 2.
3. Финансирование подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" в 2003 году
Целевым назначением из федерального бюджета предусматривалось 43,35 млн.руб., в т.ч. капитальных вложений - 40,65 млн.руб., НИОКР - 2,7 млн.руб.
Кроме того, на выполнение мероприятий подпрограммы планировалось  за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых государственным заказчикам на  текущие расходы по основной деятельности  10,0 млн.руб.
Указанные средства федерального бюджета были получены и освоены в полном объеме (форма 1).
Для реализации инвестиционных проектов осуществлялось софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации   в размере 61,08 млн.руб. и внебюджетных источников - 53,71 млн.руб.
4. Оценка результативности и эффективности реализации подпрограммы
Достигнутый  экономический эффект  от строительства дамбы (пос Нижнеангарск)  составляет 4 млн.руб. в год - прекращено разрушение объектов экономики и коммуникаций, автотрассы, ЛЭП, жилых построек.
Отмечен социально-экологический эффект, выраженный  в оздоровлении экологической обстановки, улучшении условий проживания населения.
5. Механизм реализации подпрограммы, организация управления и контроля
Механизм управления реализацией подпрограммы состоит из трехуровенной системы, включающей в себя федеральный уровень - межрегиональный уровень - региональный уровень. На федеральном уровне контроль и управление осуществляется в рамках государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России.
На межрегиональном уровне эти функции выполняются Федеральным управлением природоохранной деятельностью на озере Байкал (Байкалприрода), которому ежегодно приказом МПР России передается часть функций государственного заказчика.
В субъектах Российской Федерации контроль за реализацией мероприятий подпрограммы осуществляют соответствующие территориальные органы МПР России. 
Размещение заказов на НИОКР осуществлялось по конкурсу.
В соответствии с приказом МПР России от 29.08.2003 № 783 на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд по финансированию мероприятий, направленных на сохранение озера Байкал, часть функций госзаказчика были переданы  Байкалприроде, которая и провела соответствующие конкурсные торги.
Инвестиционные торги в 2003г. не проводились, в связи с тем, что все стройки и объекты были переходящими.
6. Выводы и предложения
Оправдала себя апробированная в предыдущие годы схема управления реализацией подпрограммы. Срывов и невыполнения программных мероприятий не отмечено. Однако, учитывая значительный объем работы, выполняемый структурными подразделениями Министерства и ее территориальными органами по сопровождению программы, отсутствие достаточной квалификации их сотрудников в части организации и контроля за реализацией инвестиционных проектов и общую нехватку кадров, целесообразно вернуться к вопросу создания единой дирекции по реализации ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".