|
|
Реализация подпрограммы ООБ БПТ 2003
Сведения о ходе реализации подпрограммы
"Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
в 2003 году
ниже приводится текст из документа МПР России "Доклад о ходе реализации федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" в 2003 году и эффективности использования финансовых средств за 2003 год".
-
Подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
- 1.Общая часть
- Государственный заказчик - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
- Подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" (далее - подпрограмма) разработана и реализуется во исполнение Федерального закона "Об охране озера Байкал", предусматривающего комплексную систему мер по его защите и сбережению как уникального объекта, включенного в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
- Цель подпрограммы - оздоровление озера Байкал и Байкальской природной территории (БПТ).
- Для достижения этой цели в 2003 году решались следующие задачи.
- В центральной экологической зоне - переориентация хозяйственной и иной деятельности на экологически приемлемые виды (перепрофилирование экологически опасных производств), сохранение прибрежных экологических систем и существующей инфраструктуры (берегоукрепление), вопросы создания системы мониторинга состояния акватории Байкала, прибрежных территорий, непромысловых эндемичных видов водных животных и водных растений.
- В буферной экологической зоне - сокращение сбросов загрязняющих веществ в речную сеть бассейна озера Байкал, внедрение современных методов санитарной очистки территории (вопросы сбора, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов).
- В экологической зоне атмосферного влияния - последовательное уменьшение выбросов вредных веществ, в том числе за счет перехода на экологически чистые источники энергии.
2. Результаты хода выполнения мероприятий подпрограммы в 2003г.- Инвестиционные проекты
- Объем затрат на реализацию подпрограммы, предусмотренный федеральным бюджетом на 2003 год, бюджетами субъектов Российской Федерации, а также показатели фактического поступления средств по всем источникам финансирования представлены в форме 1.
- В 2003 г. средства федерального бюджета выделялись исключительно на строительство переходящих объектов.
- В Республике Бурятия - это окончание работ по берегозащите в районе пос. Нижнеангарск, что позволило закончить строительство дамбы длиной 1, 05 км, защищающей берега Байкала от разрушения. Выполненные работы по берегоукреплению приостановят размыв береговой линии озера Байкал в этом районе. Всего с 2001 г. на строительство берегозащитных сооружений затрачено из средств федерального бюджета 10,2 млн. руб. (в 2003 г.- 2,5 млн. руб.) и из средств бюджета Республики Бурятия 0,86 млн. руб.
- Осуществлялись работы по защите коммуникаций населенных пунктов Кабанского района от опасных природных процессов. Сметная стоимость строительства в ценах 2003 г. составила 40,1 млн. рублей. В 2003 г. на строительство выделено из средств федерального бюджета 2,4 млн. рублей и республиканского бюджета 3,0 млн. руб. Выполнены направляющая шпора и берегоукрепление на расстоянии 64 м.
- В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, расположенном в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, выполняются работы по переводу твердотопливных котельных на электропитание. В 2003 г. в рамках этой работы осуществлялось строительство электрокотельной в с. Харат, на эти цели из средств федерального бюджета было выделено 2,0 млн. руб., из средств бюджета округа - 1,82 млн. руб.
- В 2003 г. также были продолжены работы по строительству одного из важнейших природоохранных объектов региона - мусороперерабатывающего предприятия в г. Улан-Удэ. Его проектная мощность - 120 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год. Общая стоимость строительства в ценах 2000 г. - 243,33 млн. руб. В 2003 г. на строительство данного объекта было выделено 7,5 млн. руб. из средств федерального бюджета, а также 32,5 млн. руб. из бюджета Республики Бурятия и 30,0 млн. руб. из средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья".
- В Иркутской области было продолжено строительство ЛЭП Еланцы - Черноруд, общей длиной 39,3 км. Ввод ЛЭП в действие позволит осуществить перевод ряда котельных на электропитание, уменьшит антропогенную нагрузку на природную среду. Общая стоимость строительства 60 млн. рублей. В 2003 г. из средств федерального бюджета выделено и освоено 17,25 млн. руб. Средства из бюджета Иркутской области на данный объект в 2003 г. не выделялись.
- Строительство очистных сооружений в г. Байкальске Иркутской области, мощностью 12 тыс. куб. м в сутки, является одним из важнейших мероприятий в системе перепрофилирования Байкальского ЦБК. Оно позволит разъединить стоки города и комбината и осуществить его перевод на замкнутую систему водообеспечения. Сметная стоимость проекта 168,04 млн. руб. в ценах 2002 г. Из средств федерального бюджета в 2003 г. выделено 9,0 млн. руб. Средства из бюджета Иркутской области в 2003 г. не выделялись.
- В рамках подпрограммы выполнялось также строительство природоохранных объектов, финансируемых из средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации (22,56 млн. руб.) и внебюджетных источников (53,71 млн. руб.).
- НИОКР
- В соответствии с показателями подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" в федеральный бюджет на 2003г. были включены работы по научному сопровождению подпрограммы на сумму 2,7 млн. рублей. В рамках НИОКР проведены работы по созданию информационных технологий и программных средств для оценки контроля производственного, экологического и других рисков системы оценки экологического рейтинга производств, расположенных на БПТ, что позволит оптимизировать систему природоохранной деятельности на этой территории; были разработаны рекомендации по сохранению биоразнообразия Байкала и Байкальской природной территории, принципы нормирования качества окружающей среды для БПТ, а также принципы охраны озера Байкал, БПТ и ее экологических зон.
- Наиболее значимой за отчетный период НИОКР можно считать разработку информационной системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории (ИС ГЭМ-Байкал), выполненную ВостСибНИИГГиМС МПР России (г. Иркутск). ИС ГЭМ-Байкал автоматизирует деятельность по проведению экологического мониторинга и решает следующие задачи: организацию и проведение наблюдений за количественными и качественными показателями окружающей среды; оценку состояния окружающей среды, прогноз и выработка рекомендаций для системы управления природоохранной деятельностью, формирование государственных информационных ресурсов и др. В 2004 г. планируется внедрение и адаптация системы в практику управленческой деятельности.
За счет средств федерального бюджета на текущие расходы (10,0 млн. рублей) в первую очередь были проведены работы, связанные с реализацией положений Федерального закона "Об охране озера Байкал". Это касается статьи 16 указанного закона (доработка Комплексной схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории, разработка Схемы комплексного использования водных ресурсов бассейна р. Селенга в рамках Российско-Монгольских соглашений). Мероприятия по реализации статьи 2 указанного закона включают ряд работ по развитию государственного экологического мониторинга.
- В 2003 г. также проведены работы по сохранению биоразнообразия Байкальской природной территории и борьбе с биологическими загрязнениями, мероприятия по наземной охране лесов в государственных природных заповедниках и национальных парках и другие работы.
- Информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий, показатели их финансирования представлены в форме 2.
- 3. Финансирование подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" в 2003 году
- Целевым назначением из федерального бюджета предусматривалось 43,35 млн.руб., в т.ч. капитальных вложений - 40,65 млн.руб., НИОКР - 2,7 млн.руб.
- Кроме того, на выполнение мероприятий подпрограммы планировалось за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых государственным заказчикам на текущие расходы по основной деятельности 10,0 млн.руб.
- Указанные средства федерального бюджета были получены и освоены в полном объеме (форма 1).
- Для реализации инвестиционных проектов осуществлялось софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации в размере 61,08 млн.руб. и внебюджетных источников - 53,71 млн.руб.
- 4. Оценка результативности и эффективности реализации подпрограммы
- Достигнутый экономический эффект от строительства дамбы (пос Нижнеангарск) составляет 4 млн.руб. в год - прекращено разрушение объектов экономики и коммуникаций, автотрассы, ЛЭП, жилых построек.
- Отмечен социально-экологический эффект, выраженный в оздоровлении экологической обстановки, улучшении условий проживания населения.
- 5. Механизм реализации подпрограммы, организация управления и контроля
- Механизм управления реализацией подпрограммы состоит из трехуровенной системы, включающей в себя федеральный уровень - межрегиональный уровень - региональный уровень. На федеральном уровне контроль и управление осуществляется в рамках государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России.
- На межрегиональном уровне эти функции выполняются Федеральным управлением природоохранной деятельностью на озере Байкал (Байкалприрода), которому ежегодно приказом МПР России передается часть функций государственного заказчика.
- В субъектах Российской Федерации контроль за реализацией мероприятий подпрограммы осуществляют соответствующие территориальные органы МПР России.
- Размещение заказов на НИОКР осуществлялось по конкурсу.
- В соответствии с приказом МПР России от 29.08.2003 № 783 на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд по финансированию мероприятий, направленных на сохранение озера Байкал, часть функций госзаказчика были переданы Байкалприроде, которая и провела соответствующие конкурсные торги.
- Инвестиционные торги в 2003г. не проводились, в связи с тем, что все стройки и объекты были переходящими.
- 6. Выводы и предложения
- Оправдала себя апробированная в предыдущие годы схема управления реализацией подпрограммы. Срывов и невыполнения программных мероприятий не отмечено. Однако, учитывая значительный объем работы, выполняемый структурными подразделениями Министерства и ее территориальными органами по сопровождению программы, отсутствие достаточной квалификации их сотрудников в части организации и контроля за реализацией инвестиционных проектов и общую нехватку кадров, целесообразно вернуться к вопросу создания единой дирекции по реализации ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".
|
|
|